ГЛАВНАЯ
УСЛУГИ
СУДЬБА
ОТЗЫВЫ

Зодиак.

от греч. zodiakos kyklos – «круг жизни или круг живых существ»

 

Пояс на небесной сфере, простирающийся примерно на 8° по обе стороны от эклиптики (видимого пути Солнца), внутри которого происходит видимое движение планет солнечной системы и спутника Земли – Луны.

Название «зодиак» возникло вследствие того, что видимый путь Солнца по небесной сфере проходит через 13 созвездий, которые согласно древней мифологии символизировали 13 различных существ, олицетворяющих собой этапы развития любого жизненного процесса. Родиной данной мифологии был Вавилон, именно там возникли известные нам образы зодиакальных созвездий.

Смысловой основой будущего зодиака, согласно мнению петербургского востоковеда В.В.Емельянова, был ритуальный календарь города Ниппура, бывшего культовым центром шумерской цивилизации. Ниппурский календарь первоначально употреблялся только на территории г. Ниппура. Однако с начала второго тысячелетия до нашей эры он стал общегосударственным календарём Южной Месопотамии и использовался на территории городов Исин и Ларса. Ниппурский календарь лег в основу большей части календарей Ближнего Востока.

В следующей таблице приведены шумерские и аккадские названия месяцев календаря Месопотами.

Шумерское названиеMUL.APINЗначениеАккадское названиеЭтимология аккадского названия.
01BARA-ZA-GARПрестолОбновление престолов в святилищахНисаннуСвязывают с корнем НСА «начинать», т.е. «Первый месяц» года, на него приходилось весеннее равноденствие.
02GU-SI-SU\ SAБыкВыгон рогатых волов на поляАйаруСвязано с корнем «ор» - «свет».
03SIG U-SUB-BA GARКирпичПомещение кирпича в (кирпичную) формуСимануОзначает «Время года» или «время, предназначенное для чего-либо».
04SU-NUMUNРукаПосев.Ду’узуДумузи – имя бога, соответствующего в финикийском греческом пантеоне Адонису. На этот месяц приходилось летнее солнцестояние, после которого день начинал сокращаться. Древние шумеры и ассирийцы проводили проводу и оплакивания Думузи в этом месяце.
05NE.NE GARОгоньУстановление жаровен и факелов.АббуПроисходит от корня АББ «свежая поросль».
06KIN-INNINРаботаСлужба (работа) девУлулуТочное значение этого названия не известно, по-видимому, оно связано со словом Эль («бог»).
07DU-KUХолмСвященный холм.ТашритуЭтот седьмой месяц мог служить началом года. Корень ШРЙ означает «начинать». Поэтому название этого месяца можно перевести как «Начальный». На этот месяц приходится осеннее равноденствие, с ним связывали суд, который устраивал живым и мертвым бог солнца.
08APIN-DUПлугОсвобождение плуга.АрахсамнуАрах значит месяц, самни – «восьмой». То есть просто «Восьмой Месяц».
09GAN-GAN-EУбийцаВыход Хозяина смерти.КислимуПроисхождение этого названия точно не установлено.
10KU-SEM/AB-BA-E Священная (ритуальная) чистотаТебетуПроисходит от корня таба («погружаться», «тонуть») и означает «Месяц слякоти, утопания».
11UD-DURU (ZIZ.A/AN)ПолбаПолба.ШабатуКорень ШБТ означает «ударять». Возможно речь идет об ударах молнии, поскольку это был месяц проливных дождей.
12SE.GUR.KUЯчменьЖатва.АддаруНазвание этого месяца переводят как «Темный», «Затмевающий».

Перенос семантики месяцев шумерского календаря на зодиакальные созвездия происходил в течение длительного времени (около 1000 лет), в связи с чем проследить все этапы этого процесса по сохранившимся документам в настоящее время не представляется возможным. Первые изображения, предположительно, знаков зодиака появляются на печатях царей Аккада и межевых камнях уже в начале II-ого тысячелетия до н.э., в то время как первые текстовые сведения о зодиакальных созвездиях появляются только в записях царских ритуалов из Ашшура, относящихся к VIII-VII века до н.э.. В этих текстах, описывающих статуэтки необходимые при гадании, находим «2 статуэтки близнецов», «изображения человекольва», «изображения человекорыбы», «изображение человекоскорпиона» и «изображения рыбокозленка».

В средневавилонский период появляется термин, обозначающий знак зодиака – LU.MAS=аккад. Lumashu. Слово это имеет неясное происхождение. Известно, что сначала им обозначались гелиакически восходящие созвездия, которые служили для разделения года на 12 частей, а позднее – созвездия солнечного Зодиака. Поэтому можно предположить, что шумерское написание LU.MAS является абстрактным именем, образованным как аббревиатура от первого и третьего созвездий солнечной эклиптики: LU. (HUNGA) – MAS. (TAB.BA) «О(вен)-Близ(нецы)». Впервые это слово встречается уже в средневавилонском космологическом тексте, где сказано: «Нижние небеса (созданы) из камня «ашпу», на них звезды; «лумашу» богов над ними он (Мардук) начертал». В современном этому тексту астрономическом компендиуме «Когда Ан и Эллиль» также читаем: «Они (боги) начертали подобия звезд – их лумашу». Наконец, в вавилонском эпосе, записанном около VI в. до. н.э., читаем пассаж об установлении зодиакальных созвездий Мардуком: «Звездам подобие их – лумашу – установил он». Из приведенных текстов следует, что термин лумашу означает не само созвездие, а его образ (букв. «подобие»), начертанный рукой бога.

Интересно, что греческий термин «zoidion», которым обозначали знаки зодиака в Греции, и от которого произошел современный термин «зодиак», являющийся фактическим синонимом термина «лумашу», происходит от слова «zoion», имеющего два основных значения: живое существо и картинка или образ (хотя и не обязательно рисунок животного).

Далее надо упомянуть, что Платон в своей работе «Послезаконие» указывает, что zoidia (множественное число от zoidion), которое в русском издании переведено как «небесные явления», «…представляют собой порождения души и тела!». Т.е. фактически Платон говорит о том, что zoidion (знаки зодиака) представляют собой идеальные живые сущности, являющиеся образами богов, своего рода изваяниями, созданными самими богами. Здесь также надо заметить, что Роберт Шмидт (переводчик эллинистических астрологических текстов в рамках проекта «Взгляд в прошлое») в предисловии с переводу книги Павла Александрийского «Начала астрологии» писал, что «переводом греческого слова zoidion может служить слово одушевление». Это определение практически полностью соответствует смыслу термина «лумашу», как знаков богов, которые на небе начертал Мардук, что, в свою очередь, указывает на четкую преемственность шумеро-вавилонской и греческой античной астрологии.

Значение каждого из зодиакальных знаков в шумерской традиции формировалось постепенно. Полный список зодиакальных созвездий впервые появляется только в текстах Персидского и Селевкидского периодов (конец VI – IV века до н.э. ):

1.LU.HUNGA «Наемный работник», позже UDU «Баран»;

2.GU.AN.NA «Небесный бык»;

3.MAS.TAB.BA GAL.GAL «Великие близнецы»;

4.AL.LUL, ALLA «Рак»;

5.UR.GU.LA, UR.MAH, UR.A «Большая собака», «Лев»;

6.AB.SIN «Нива», «Колос» (изображалась дева с пшеничным колосом);

7.Zi-ba-ni-tum, ERIN «Весы»;

8.GIR.TAB «Скорпион»;

9.PA.BIL.SAG «Пабильсаг» (изображался стрелок из лука);

10.SUHUR.MAS «Рыбокозленок»;

11.GU.LA «Великан»;

12.KUN, KU «Хвосты», «Рыба».

Некоторые знаки уже по самому своему названию напоминают названия месяцев Ниппурского календаря, в некоторых угадывается общая с ними семантика. Например, GU.AN.NA и GU-SI-SU\ SA (бык), MAS.TAB.BA и U-SUB-BA GAR (родственность – двойничество), KIN-INNIN и AB.SIN (дева – нива), DU-KU и Zi-ba-ni-tum (холм определения судеб – определение судеб).

В астрономической серии MUL.APIN «Звездный плуг» содержится таблица гелиакических восходов, которая существенно проясняет дело и помогает установить семантическую связь между остальными зодиакальными созвездиями и ниппурскими месяцами.

«В 1-й день месяца Престол созвездие Наемный работник становится видимым»;

«В 1-й день месяца Бык созвездие Плеяд становится видимым»;

«В 10-й день месяца Кирпич созвездие Праведный Пастырь Небес (Орион) и Великие Близнецы становятся видимыми»;

«В 5-й день месяца Рука (сева) созвездие Малые Близнецы и Рак становятся видимыми»;

«В 5-й день месяца Огонь созвездия Лук и Царь (Регул) становятся видимыми»;

«В 25-й день месяца Работа созвездие Нива становится видимым»;

«В 15-й день месяца Холм созвездие Весы…»;

«В 5-й день месяца Плуг созвездие Скорпион становится видимым»;

«В 15-й день месяца Убийца созвездия Пантера, Орел и Пабильсаг видимы»;

«В 5-й день месяца Полба созвездия Великан, Поле и Олень видимы»;

«В 15-й день месяца Ячмень созвездия Рыба и Старик (Персей) видимы».

Первоначально вавилоняне делили зодиакальный круг на 4 части, которые соответствовали 4-м сезонам. Это деление логическим образом вытекало из мифологии жителей древней Месопотамии, согласно которой видимый небесный свод делился на три сферы.

Первая, верхняя сфера, простиравшаяся от северного небесного полюса до 17-ого градуса северной небесной широты, была связана с Энлилем – одним из главных богов шумеро-аккадского пантеона. Главным эпитетами Энлиля были: «Могучий утёс», «Великая гора», «владыка всех стран», «отец богов», «владыка, определяющий судьбы». Термин энлильство в шумерском языке был синонимом термина господство. В мифах об Энлиле проявляется его сущность, как божества плодородия и жизненных сил, а также необузданной стихийной силы. Согласно мифологии вавилонян Энлиль создал землю и инструменты ее обработки, а также богов скотоводства и земледелия.

Вторая, средняя, по-сути зодиакальная сфера, простиравшаяся от 17-ого градуса северной небесной широты до 17-ого градуса южной небесной широты, была связана с Ану (аккадск.) или Аном (шумерск.) Одно из центральных божеств в шумеро-аккадской мифологии, бог неба, отец богов. Его имя пишется знаком, обозначающим понятие «бог» в шумерском языке. В качестве «отца богов» создает небо, приказывает родиться богам ануннакам на «горе небес и земли». В других мифах и гимнах изображался восседающим на небесах. Для Ана характерна пассивность, бездеятельность, он почти нигде не является главным действующим персонажем мифа, но скорее лишь символом высшей власти.

Третья, нижняя сфера, находящаяся ниже 17-ого градуса южной широты была связана с Эа (аккадск.) или Энки (шумерск.). Эа хозяин Абзу, подземного мирового океана пресных вод, а также поверхности земных вод, бог мудрости и заклинаний, владыка божественных сил ме, часто защитник людей перед богами, помощник людей и богов во всех трудных делах.

Разделение этих 4-х периодов на 12 знаков зодиака произошло уже в нововавилонский, но определенно уже в персидский период. При определении границ знаков зодиака должны были соблюдаться два условия: знаки должны были быть равной длины и они должны были содержать созвездия, от которых получили свои названия. В результате возникло 12 знаков зодиака, по числу месяцев солнечного года: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы [1].

Подобное деление также было произведено в соответствии с вавилонской мифологической доктриной, согласно которой каждая из 3-х небесных сфер, о которых речь шла выше, была дополнительно разделена еще на 2 части. При этом управление пяти из шести получившихся сфер было отдано одной из 5 видимых планет, а управление самой верхней 6-ой сферой было поделено между двумя небесными светилами – Солцем и Луной. В результате возникла модель 7 небес, которые делят эклиптику на 12 знаков зодиака.

Таким образом, зодиак изначально являлся системой, в которой все знаки должны были иметь равную протяженность. Это было необходимо как для ведения астрономических наблюдений, так и для календарных расчетов.

Причем здесь надо отметить, что существует два основных типа зодиаков – тропический и сидерический (звездный). Их отличие состоит в том, что для расчета их начальных точек применяются различные методы. Так более древним является сидерический зодиак, начало которого жестко привязано к неподвижным звездам. Этот зодиак возник в Вавилоне и до сих пор используется в индийской астрологии. Второй тип зодиака – тропический возник в Греции, благодаря работам афинского астронома Евктемона, который ввёл деление зодиака, основанное на точках равноденствий и солнцестояний. Он разделил солнечный год на 12 «месяцев», определяемых 12 знаками Зодиака. Солнечный год Евктемона начинался с летнего солнцестояния. К концу IV в. до н.э. эллинизированный халдей Кидинну предложил свою систему тропического зодиака; однако, в отличие от греческого учёного, он расположил точки равноденствий и солнцестояний в восьмом градусе кардинальных знаков. Эту систему использовали на протяжении нескольких столетий. Даже в начале н.э. римские календари продолжали соотносить весеннее равноденствие с восьмым градусом Овна. Однако «отцом» современного тропического зодиака является греческий ученый Гиппарх, открывший прецессию (процесс медленного смещения точек равноденствий и солнцестояний относительно неподвижных звезд). Именно он поместил точку весеннего равноденствия в 0° Овна, и его вариант тропического зодиака используется астрологами в настоящее время.

Сергей Евтушенко
27 ноября 2006 года
Обновлено
20 декабря 2014

Комментарии.

[1] Такое деление было осуществлено, не смотря на то, что реально эклиптика проходит, не через 12, а через 13 созвездий. Однако, это 13-е созвездие, носящие название Змееносца, не имеет соответствующего ему знака зодиака, отсюда иногда возникает путаница. В результате, в СМИ периодически появляются «сенсационные» статьи, «разоблачающие» невежественных астрологов, проглядевших 13-й знак зодиака. Поэтому здесь необходимо еще раз подчеркнуть, что число зодиакальных созвездий действительно равно 13, в то время как число знаков зодиака равно 12.

Для примера приведем таблицу, в которой показаны даты вхождения Солнца в знаки зодиака и соотвествующие им зодиакальные созвездия в современную эпоху.

Знак зодиака Дата вхождения Созвездие Дата вхождения
Овен 21 марта Овен 18 апреля
Телец 20 апреля Телец 13 мая
Близнецы 21 мая Близнецы 21 июня
Рак 22 июня Рак 20 июля
Лев 23 июля Лев 10 августа
Дева 23 августа Дева 16 августа
Весы 22 сентября Весы 30 октября
Скорпион 23 октября Скорпион 22 ноября
    Змееносец 29 ноября
Стрелец 22 ноября Стрелец 17 декабря
Козерог 22 декабря Козерог 20 января
Водолей 20 января Водолей 16 февраля
Рыбы 19 февраля Рыбы 11 марта

Литература.

  1. Б. Ван-дер-Варден «Рождение астрономии»
  2. Энциклопедия. «Мифы народов Мира»
  3. В. Емельянов. «Ниппурский календарь и ранняя история зодиака».

Copyright © 2003-2025, «Аримойя»

При цитировании материала ссылка на сайт «Аримойя» и указание автора статьи обязательны.
Перепечатка и размещение материала на других сайтах или в иных СМИ
без согласия владельца ресурса запрещены.
За разрешением обращайтесь по адресу: info@arimoya.ru.