Отношение к супружеству в раннехристианских общинах.

Данная публикация продолжает цикл статей, посвященных любви и супружеству. Мы уделяем данной теме столь большое внимание, поскольку "Учение Розы Мира" в первую очередь направлено на гармонизацию жизни людей, что, на наш взгляд, немыслимо без гармонизации отношений между мужчиной и женщиной.
Наиболее серьезным, с нашей точки зрения, вопросом, который звучал в читательских откликах, был вопрос о том, насколько соответствует изложенная в статье концепция доктрине христианской Церкви. Для полноценного ответа на данный вопрос необходима длительная подготовка. Такая работа не может быть проведена в короткие сроки. Однако, вопрос столь серьезен, что требует скорейшего ответа. Поэтому, дабы не публиковать сырой материал, мы решили разместить на нашем сайте отрывок из статьи Л.Л. Лебедева, посвященной данному вопросу и напечатанной в журнале "Наука и религия" (№3 1991). Материал, изложенный в данной статье, как раз посвящен принципам взаимоотношений между супругами в раннехристианских общинах. Как явствует из текста статьи, эти принципы были очень близки тем, которые были изложены нами в наших статьях.

Выдать деву замуж или жениться на ней самому?

В 1-м послании апостола Павла к коринфянам есть место, которое вызывает у толкователей немалые затруднения. Вот этот текст (в синодальном русском переводе XIX века) (1 Кор. 7:36-38):
Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает.
Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.
О какой деве здесь идет речь? По смыслу перевода будто бы о дочери. Но что тогда означает "не будучи стесняем нуждою"? Предположить, что речь идет о выкупе за невесту, мы не можем: нет никаких сведений (и даже намеков) о существовании такого обычая в раннехристианской общине.
Перевод текста есть, в сущности, его толкование. Обратимся к каноническому церковно-славянскому тексту - и обнаружим несколько иные смысловые оттенки:

"Вдаяй браку свою деву, добре творит; и не вдаяй, лучше творит".

Конечно, "вдаяй браку" можно понимать как "выдающий замуж", но не исключается и другое: "берущий в брак".
Споры об этом тексте начались уже давно. Знаменитый исследователь Священного Писания Тишендорф во второй половине XIX века произвел филологический анализ наиболее древних из сохранившихся вариантов Нового Завета на греческом языке. В интересующем нас месте он обнаружил термин ("гамизон"), который имеет двоякий смысл: "женить" и "жениться".
Если принять вариант "жениться", то приведенные слова апостола Павла - это свидетельство существования в раннехристианской общине обычая обручения без обязательного вступления в брак[1]. Можно жениться, но можно и "соблюдать (блюсти) свою деву". На это, конечно, способен только тот, "кто непоколебимо тверд в сердце своем" и "не стесняем нуждой", т.е. без искушений переносит воздержание. В этом же послании апостол советует даже стоящим в браке воздерживаться: "имеющие жен должны быть как не имеющие". (1 Кор. 7:29).
Тогда ожидали скорого пришествия Иисуса Христа и желали, в связи с этим, быть свободными от семейных и телесных забот. Но нельзя думать, что апостол гнушается плотью. Он поясняет, что это лишь совет, но не повеление, и предостерегает от непосильного воздержания: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1 Кор. 7,8)

(Наш комм. Контрацепция не использовалась в раннехристианских общинах, поэтому "быть вместе" отнюдь не означает "заниматься регулярным сексом". Христиане принимали всю ответственность за последствия интимной близости.)

О распространенности духовно-чувственных отношений в раннехристианской общине свидетельствует другой памятник той эпохи "Пастырь Ерма" - произведение настолько в свое время популярное, что едва не вошло в состав Нового Завета. Ерм упоминается в одном из посланий Павла (Рим. 16, 14); предание считает его одним из 70 апостолов Христа (Лк. 10, 1). Вот описание одного из видений Ерма, в котором Пастырь (видимо, сам Христос) оставляет его на ночь с десятью прекрасными девами. Они успокаивают смущенного Ерма:
"С нами ты уснешь как брат, а не как муж, ибо ты брат наш, и впредь мы намерены жить с тобою: очень ведь тебя любим". Мне же, - говорит Ерм, - стыдно было оставаться с ними. И та, которая из них казалась первою, начала меня нежно целовать и обнимать. Прочие же, видя, что она обнимает меня, и сами начали целовать меня и обводить вокруг башни, и играть со мною. Я как-то стал моложе и начал и сам играть с ними. Ведь одни плясали, другие же водили хоровод, а третьи пели... И оставался с ними эту ночь и отдыхал возле башни. Ведь девы постлали свои полотняные хитоны на землю и меня поместили на середине, а сами совсем нечего не делали, кроме как молились. И я с ними непрерывно молился, и не менее их. И радовались девы тому, что я так молился..." [2]
Но шло время - менялись нравы, менялись и обычаи. Эсхатологические ожидания не сбылись, вера ослабела; будущее Церкви оказалось под угрозой. Попытка искусственно поддерживать прежний энтузиазм приводила к оргиастическим срывам;

(Наш комм. Ожидание второго пришествия является одним из главных испытаний веры христианина. Ибо "о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один" (Мф.гл.24, ст.36). Поэтому, естественно, только истинно преданные Христу смогут сохранить и укрепить свою веру до второго пришествия Спасителя.)

начавшееся мощное вторжение восточных аскетических учений провозглашало греховность плоти как таковой. Отвергая и то, и другое, христианство установило более строгое отношение к эротике.

(Наш комм. На наш взгляд, дело обстояло как раз наоборот. Правила супружеской жизни были упрощены и обмирщены. Практика совместного духовного пути мужчин и женщин была придана забвению, а правила супружеской жизни стали более приземленными. Высшая цель брака, даже у священников, стала видится в рождении и воспитании детей. )

Обручение сохранилось как подготовительный этап к браку; те же, кто хотел целиком отдаться молитве и духовному подвигу, стали создавать монашеские общины - мужские и женские отдельно. Прежние обычаи забывались: во III веке фанатичный аскет Тертуллиан называет Ерма "пастырем прелюбодеев". Не удивительно, что в этой атмосфере иначе читались и строки послания апостола Павла: "дева" - во избежание соблазнительных мыслей - стала пониматься просто как дочь. И это не вызывало сомнений в последующие века...

1 В этом обычае можно увидеть и отголосок еврейской традиции, позволявшей помолвленной невесте жить в доме жениха, не вступая в брак. До истечения этого срока помолвка могла быть расторгнута.

2 Цит. по кн. о. Павла Флоренского "Столп и утверждение истины" М., 1914 с.307

Л.Л. Лебедев "Наука и религия" (№3 1991)
Предисловие и комментарии Сергей Евтушенко
Опубликовано 03 февраля 2005 года

Copyright © 2003-2025, «Аримойя»

При цитировании материала ссылка на сайт «Аримойя» и указание автора статьи обязательны.
Перепечатка и размещение материала на других сайтах или в иных СМИ
без согласия владельца ресурса запрещены.
За разрешением обращайтесь по адресу: info@arimoya.ru.